Искусство и Творчество для всех

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Искусство и Творчество для всех » Музыка » Композиторы » Ян Сибелиус, композитор


Ян Сибелиус, композитор

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

https://i.postimg.cc/Qd0yrSfp/274px-Jean-Sibelius-in-1890-cropped.jpg
Ян Сибе́лиус (фин. и швед. Jean Sibelius; при рождении швед. Johan Julius Christian Sibelius, Ю́хан Ю́лиус Христиа́н Сибе́лиус; 8 декабря 1865, Тавастгус (Хямеэнлинна), Великое княжество Финляндское, Российская империя — 20 сентября 1957, Ярвенпяя, Финляндия) — финский композитор. Творчество Сибелиуса развивалось преимущественно в традициях западноевропейского романтизма, стилистика некоторых его сочинений отразила веяния импрессионизма. Основные творческие достижения композитора сосредоточены в области оркестровой музыки (7 симфоний, симфонические поэмы, сюиты). Широко известны также скрипичный концерт, оркестровый «Грустный вальс» (из музыки к драме А. Ярнефельта «Смерть»), хоровой «Гимн Финляндии». Многие сочинения Сибелиуса прямо или обобщённо связаны с финской национальной тематикой. Видный представитель «золотого века» финского искусства периода 1880—1910 годов.
Ян Сибелиус родился 8 декабря 1865 года в городе Тавастгусе в семье финских шведов, доктора Кристиана Густава Сибелиуса и Марии Шарлотты Борг. Он рано потерял отца, провёл детские годы с матерью, братом и сестрой в доме бабушки в своём родном городе. В семье Сибелиуса говорили на шведском языке и поддерживали шведские культурные традиции. Тем не менее родители отдали Яна в финноязычную среднюю школу. В 1876—1885 годах он учился в Нормальном лицее Тавастгуса. Следуя семейной традиции, детей обучали игре на музыкальных инструментах. Сестра Линда занималась на рояле, брат Кристиан — на виолончели, Ян — вначале на фортепиано, но после предпочёл скрипку. Уже в десять лет Ян сочинил небольшую пьесу. Впоследствии его влечение к музыке возрастало, и он начал систематические занятия под руководством руководителя местного духового оркестра Густава Левандера. Полученные практические и теоретические знания позволили написать юноше несколько камерно-инструментальных сочинений.
В 1885 году он поступил на юридический факультет Императорского университета в Гельсингфорсе, однако профессия юриста его не привлекала, и Сибелиус вскоре перешёл в Музыкальный институт, где стал самым блестящим учеником Мартина Вегелиуса. Многие из его ранних сочинений для камерных ансамблей исполнялись студентами и преподавателями института.
В 1889 году Сибелиус получил государственную стипендию для обучения композиции и теории музыки у Альберта Беккера в Берлине. В следующем году брал уроки у Карла Гольдмарка и Роберта Фукса в Вене.
По возвращении Сибелиуса в Финляндию состоялся его официальный дебют как композитора: была исполнена симфоническая поэма «Куллерво» (Kullervo), ор. 7, для солистов, мужского хора и оркестра — по одному из сказаний финского народного эпоса Калевала. Это были годы патриотического подъёма, и Сибелиуса провозгласили «музыкальной надеждой нации». Вскоре он женился на Айно Ярнефельт, отцом которой был известный генерал-лейтенант и губернатор, принимавший участие в финском национальном движении — Август Александер Ярнефельт. В семье родилась дочь Рут Снельман.
За «Куллерво» последовали симфоническая поэма «Сказка» (En Saga), ор. 9 (1892); сюита «Карелия» (Karelia), ор. 10 и 11 (1893); «Весенняя песня», ор. 16 (1894) и сюита «Лемминкяйнен» (Lemminkissarja), ор. 22 (1895). В 1897 году Сибелиус участвовал в конкурсе на замещение должности преподавателя музыки в университете, но потерпел неудачу, после чего друзья убедили сенат учредить для него ежегодную стипендию в 3000 финских марок.
Заметное влияние на раннее творчество Сибелиуса оказали два финских музыканта: искусству оркестровки его обучал Роберт Каянус, дирижёр и основатель Ассоциации хельсинкских оркестров, а наставником в области симфонической музыки был музыкальный критик Карл Флодин. Премьера Первой симфонии Сибелиуса состоялась в Гельсингфорсе (1899). В этом жанре композитор написал ещё 6 сочинений — последней была Седьмая симфония (одночастная Fantasia sinfonica), ор. 105, впервые исполненная в 1924 году в Стокгольме. Международную известность Сибелиус приобрёл именно благодаря симфониям, но популярностью пользуются и его скрипичный концерт, и многочисленные симфонические поэмы, такие, как «Дочь Похьёлы» (фин. Pohjolan tytär), «Ночная скачка и восход солнца» (швед. Nattlig ritt och soluppgang), «Туонельский лебедь» (Tuonelan joutsen) и «Тапиола» (Tapiola).
Большинство сочинений Сибелиуса для драматического театра (всего их шестнадцать) — свидетельство его особой склонности к театральной музыке: в частности, это симфоническая поэма «Финляндия» (Finlandia) (1899) и «Грустный вальс» (Valse triste) из музыки к пьесе шурина композитора Арвида Ярнефельта «Смерть» (Kuolema); пьеса была впервые поставлена в Гельсингфорсе в 1903 году. Многие песни и хоровые произведения Сибелиуса часто звучат у него на родине, но за её пределами почти неизвестны. Очевидно их распространению мешает языковой барьер, а кроме того, они лишены характерных достоинств его симфоний и симфонических поэм. Сотни фортепианных и скрипичных пьес и несколько сюит для оркестра также уступают лучшим сочинениям композитора.
Творческая деятельность Сибелиуса фактически завершилась в 1926 году симфонической поэмой «Тапиола», ор. 112. Более 30 лет музыкальный мир ждал от композитора новых сочинений — особенно его Восьмой симфонии, о которой столько говорилось (в 1933 году была даже анонсирована её премьера), однако ожидания не сбылись. В эти годы Сибелиус писал лишь небольшие пьесы, в том числе масонскую музыку и песни, ничем не обогатившие его наследие. Впрочем, существуют свидетельства, что в 1945 году композитор уничтожил большое количество бумаг и рукописей, — возможно, среди них были и не дошедшие до окончательного воплощения поздние сочинения.
Его творчество получает признание главным образом в англо-саксонских странах. В 1903—1921 годах он пять раз приезжал в Великобританию дирижировать своими произведениями, а в 1914 году посетил США, где под его управлением в рамках музыкального фестиваля в Коннектикуте прошла премьера симфонической поэмы «Океаниды» (Aallottaret). Популярность Сибелиуса в Великобритании и США достигла своего пика к середине 1930-х годов. Такие крупные английские писатели, как Роза Ньюмарч, Сесил Грей, Эрнест Ньюмен и Констант Ламберт, восхищались им как выдающимся композитором своего времени, достойным преемником Бетховена. Среди наиболее пылких приверженцев Сибелиуса в США были О. Даунс, музыкальный критик «Нью-Йорк Таймс», и С. Кусевицкий, дирижёр Бостонского симфонического оркестра. В 1935 году, когда музыка Сибелиуса прозвучала по радио в исполнении Нью-Йоркского филармонического оркестра, слушатели избрали композитора своим «любимым симфонистом».
С 1940-х годов интерес к музыке Сибелиуса заметно падает: раздаются голоса, подвергающие сомнению его новаторство в области формы. Сибелиус не создал своей школы и не оказал прямого влияния на композиторов следующего поколения. В наши дни его обычно ставят в один ряд с такими представителями позднего романтизма, как Р. Штраус и Э. Элгар. При этом в Финляндии ему отводили и отводят гораздо более важную роль: здесь он признан великим национальным композитором, символом величия страны.
Ещё при жизни Сибелиус удостоился почестей, которые воздавались лишь немногим людям искусства. Достаточно упомянуть многочисленные улицы Сибелиуса, парки Сибелиуса, ежегодный музыкальный фестиваль «Неделя Сибелиуса». В 1939 году «альма матер» композитора, Музыкальный институт, получил название Академии имени Сибелиуса.
Читать дальше

Подпись автора

Мой ник читается с ударением на "У"

"Ты имеешь право проживать свои чувства" - Зои из т/с "Необыкновенный плейлист Зои"

0

2

Национальный композитор, сочинивший множество музыкальных произведений, а также ставший автором неофициального гимна страны. Финны гордо чтят память о талантливом земляке, что наглядно проявляется в названиях улиц и многочисленных монументах. Но самый популярный из всех памятников ему был воздвигнут через 10 лет после его смерти и находится в живописном парке Хельсинки.
Необычное творение представляет собой композицию из 600 сваренных друг с другом стальных труб, напоминающих устройство органа.
https://i.postimg.cc/0jVwN6FH/Sibelius-Park-Monument1.jpg
Изюминкой диковинной конструкции является то, что ей можно не только любоваться, но и слушать её. В ветреную погоду металлические трубы начинают странно гудеть, и внимательный слушатель услышит в этом гуле не просто музыку ветра — он узнает в нем известные этюды самого Сибелиуса!
Автором музыкального изваяния выступила финский скульптор Эйла Хилтунен. Её главным замыслом было воплотить в своей работе облик природы, передаваемый в творчестве маэстро. Но с появлением в парке её детища страсти в городе не на шутку разыгрались: если сторонники абстракционизма были рады новому мемориалу, то приверженцы классики не скрывали негодования столь обезличенным воплощением великого музыканта. Чтобы прекратить горячие споры, неподалеку от памятника решено было установить бронзовый бюст молодого Сибелиуса, как бы намекающий: «Да, соседний монумент тоже посвящается мне».
Несмотря на разногласия, вскоре неоднозначное изваяние стало известно далеко за пределами Суоми. Так, его миниатюрная копия украшает теперь французскую штаб-квартиру ЮНЕСКО, а другая работа Хилтунен, продолжающая концептуальную нить памятника Сибелиуса, находится в головном офисе ООН в США. И, конечно, круглый год в парке нет отбоя от туристов со всего света — всем хочется увидеть знаменитые органные трубы и услышать, как на гигантском инструменте музицирует сама природа.
Источник

*Я была там когда-то, мне понравилось это творение и действительно интересно получается когда это сооружение начинает играть от ветра.

Подпись автора

Мой ник читается с ударением на "У"

"Ты имеешь право проживать свои чувства" - Зои из т/с "Необыкновенный плейлист Зои"

0

3

Так получилось, что моего кота зовут Сибелиус. И это имя ставит в тупик всех ветеринаров, у которых мы побывали, но все они, а так же мои соседи теперь знают, что был такой финский композитор.

Подпись автора

Мне вчера сказали, что я живу фантазиями. Я чуть с дракона не упала!

+1

4

SnowFlower
Специально так назвала?)

Подпись автора

Мой ник читается с ударением на "У"

"Ты имеешь право проживать свои чувства" - Зои из т/с "Необыкновенный плейлист Зои"

0

5

Так совпало. Когда я ломала голову как назвать котенка, которого подобрала на улице, Anella писала статью про сюиту "Карелия". Естественно, что эта музыка звучала дома и мне показалось, что она точно передает характер этого кота. Так кот и стал Сибелиусом.
Это уже потом мне попалась дорама "Мяу, таинственный парень", где был кот по кличке Сергей Рахманинов.)))

Подпись автора

Мне вчера сказали, что я живу фантазиями. Я чуть с дракона не упала!

+1

6

SnowFlower
Понятно)
Необычно)

Подпись автора

Мой ник читается с ударением на "У"

"Ты имеешь право проживать свои чувства" - Зои из т/с "Необыкновенный плейлист Зои"

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Искусство и Творчество для всех » Музыка » Композиторы » Ян Сибелиус, композитор