Микаэ́л Лео́нович Тариверди́ев (арм. Միքայել Լեոնի Թարիվերդիև, груз. მიქაელ ლეონის ძე ტარივერდიევი; 15 августа 1931 года, Тифлис, ЗСФСР, СССР — 25 июля 1996 года, Сочи, Россия) — советский и российский композитор армянского происхождения. Народный артист РСФСР (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1977).
Таривердиев написал музыку к 132 кинофильмам и ряду спектаклей, а также более 100 песен и романсов, 4 балета, 5 опер, камерные вокальные циклы, симфонию, 3 концерта для органа, 2 концерта для скрипки с оркестром и концерт для альта и струнного оркестра. Полностью его музыкальное наследие ещё не извлечено из архива композитора.
Наибольшую известность Таривердиеву принесла музыка к кинофильмам, прежде всего — «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
Микаэл Леонович родился в Тбилиси в армянской семье, где был единственным ребёнком. Его отец служил директором Государственного банка, в 1937 году был репрессирован.
Жил в доме 14 на улице Павла Ингороквы (современный адрес). Учился в 43-й тбилисской средней школе и в музыкальной школе-десятилетке при Тбилисской консерватории по классу фортепиано, в музыкальном училище Тбилиси по классу композиции профессора Шалвы Мшвелидзе.
По настоянию матери он поступил в Ереванскую консерваторию, в которой проучился полтора года. За это время изучил армянский язык и неплохо им владел. С 1953 по 1957 учился в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс композиции А. И. Хачатуряна), а дебютировал композитор в Большом зале Московской консерватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова.
В 1958 году дебютировал в кинематографе, в фильме «Юность наших отцов».
В 1960-х годах Таривердиев некоторое время встречался с Людмилой Максаковой.
9 мая 1967 года они вместе после вечеринки с друзьями в ресторане ехали на машине по Ленинградскому проспекту. В районе театра Ромэн дорогу переходил молодой человек, спешащий к своей девушке, ждущей его на противоположной стороне улицы. Машина с Таривердиевым сбила парня, а затем уехала с места аварии. От полученных травм молодой человек скончался на месте. Существует версия, что за рулём была Максакова, а Таривердиев согласился взять вину на себя. В частности, этой версии придерживалась вдова композитора, Вера Таривердиева. В итоге, композитору было назначено наказание в виде двух лет лишения свободы. Поскольку следствие длилось тоже ровно два года, после суда его освободили.
Является автором пяти опер, в том числе «Кто ты» (для театра Б. Покровского, 1966), «Граф Калиостро» (1983) «Ожидание» (1985), «Женитьба Фигаренко» (сатирическая опера по мотивам Бомарше, 1996, пост. в 2018), четырёх балетов (балет «Девушка и смерть» (по М. Горькому, 1985), музыки для органа — три концерта для органа, 10 хоралов «Подражание старым мастерам», симфония для органа «Чернобыль» (1988), фортепианного трио, цикла пьес для фортепиано «Настроения», вокальных циклов на стихи Л. Н. Мартынова, А. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, М. И. Цветаевой и многого другого.
Написал музыку к фильмам «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Мой младший брат», «Король-Олень», «Человек идёт за солнцем», «До свидания, мальчики!», «Старомодная комедия», «Любить». Всего — к 132 фильмам, более 100 романсов, инструментальные концерты. Его музыка использована в фильме «Исаев».
Активно сотрудничал с музыкальным коллективом (трио) «Меридиан» из города Иваново.
В 1993—1996 годах был художественным руководителем благотворительной программы «Новые имена». Основатель Гильдии композиторов кино Союза кинематографистов России. Был её президентом.
Скончался от острого сердечного приступа 25 июля 1996 года в последний день отдыха в сочинском санатории «Актёр», накануне обратного вылета в Москву, не дожив 3 недели до своего 65-летия.
Похоронен на Армянском кладбище Москвы.
В 1997 году вышла книга композитора «Я просто живу».
Имя Микаэла Таривердиева больше знают по музыке к популярным фильмам, таким как «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы». Помимо этого композитор написал музыку к 132 кинофильмам, он автор камерных вокальных циклов, четырёх балетов, четырёх опер, органной музыки. Ученик Арама Хачатуряна (закончил класс композиции Государственного педагогического института имени Гнесиных в 1957 году), он дебютировал как композитор в Зале имени Чайковского (через неделю программу повторили в Большом зале) Московской консерватории — его романсы исполнила камерная певица Зара Долуханова (концертмейстер Б. М. Козель)[20]. С его оперы «Кто ты?» начинался Камерный театр Бориса Покровского. Комическая опера «Граф Калиостро» более 15 лет оставалась одной из самых репертуарных опер театра и с успехом показывалась им на гастролях в разных странах.
В последние годы жизни Таривердиев много работал в области инструментальной музыки. Им написаны три концерта для органа («Кассандра», «Полифоническая тетрадь»), «Десять хоральных прелюдий», Симфония для органа «Чернобыль», в которой нашли отражение впечатления от поездки в Чернобыль вскоре после катастрофы. Среди сочинений Таривердиева также два концерта для скрипки с оркестром и «Концерт в романтическом стиле для альта и струнного оркестра», написанный композитором по заказу альтиста и дирижёра Юрия Башмета.
Музыка Таривердиева, независимо от жанра, узнаваема с первых тактов: будь то музыка в кино, театре, опера или романс. Композитор всегда находился в постоянном развитии, придумывал для себя всё время что-то новое, экспериментировал, ставил перед собой новые задачи. В 1960-е годы, после успеха романсов, исполненных Зарой Долухановой, он провозглашает третье направление. Это вызов академизму с одной стороны, а с другой — массовой культуре. Но когда это направление подхватывается другими композиторами, он возвращается к академическим жанрам. Таривердиев обращается к классической опере-буфф, барочному полифоническому органному концерту.
Таривердиев является лауреатом 18 международных премий, в том числе премии Американской академии музыки (1975), премии японской звукозаписывающей фирмы «Виктор» (1978). Возглавлял со дня основания гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России, был художественным руководителем Международной благотворительной программы «Новые имена».
Являлся членом редакционного совета журнала «Детектив и политика».
В начале 1970-х годов участвовал в составе жюри популярного телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты!».
В 1998 г. была учреждена премия за лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева в рамках основного конкурса Открытого российского фестиваля «Кинотавр».
С 1999 г. в Калининграде раз в два года проходит Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева.
Читать дальше
- Подпись автора
Мой ник читается с ударением на "У"
"Ты имеешь право проживать свои чувства" - Зои из т/с "Необыкновенный плейлист Зои"