Мэ́рилин Монро́ (англ. Marilyn Monroe американское произношение: [ˈmærəlɪn mənˈroʊ]; при рождении — Но́рма Джин Мо́ртенсон (англ. Norma Jeane Mortenson), при крещении — Но́рма Джин Бе́йкер (англ. Norma Jeane Baker); 1 июня 1926, Лос-Анджелес, Калифорния, США — 4 августа 1962, Брентвуд, Калифорния, США) — американская киноактриса, певица, модель и секс-символ 1950-х годов. Одна из самых узнаваемых и значимых фигур американского кинематографа и мировой культуры. На протяжении десятилетия Монро была самой популярной актрисой в мире. К моменту её смерти в 1962 году фильмы с её участием собрали в прокате более 200 миллионов долларов, что с учётом инфляции соответствует примерно 2 миллиардам долларов.
Монро родилась в Лос-Анджелесе. Её детство прошло в 12 приёмных семьях и детских домах. В возрасте 16 лет, опасаясь возвращения в приют, она вступила в брак с Джеймсом Догерти. Во время Второй мировой войны Мэрилин работала на военном заводе, где её заметил фотограф, создававший серию снимков для поднятия морального духа военнослужащих. Эти фотографии положили начало её успешной карьере пинап-модели. Вскоре Монро подписала краткосрочные контракты с киностудиями 20th Century Fox и Columbia Pictures. После успеха фильмов «Асфальтовые джунгли» и «Всё о Еве» в декабре 1950 года она заключила семилетний контракт с 20th Century Fox. 1952 год стал поворотным в карьере Монро: роли в фильмах «Стычка в ночи», «Можно входить без стука» и «Обезьяньи проделки» укрепили её положение как одной из наиболее перспективных актрис Голливуда. В этот период разразился скандал: оказалось, что до начала кинокарьеры Мэрилин позировала обнажённой для календаря. Однако опасения Монро и студии не подтвердились — публика отреагировала на историю с пониманием, что лишь усилило популярность актрисы.
В 1953 году Монро вошла в число ведущих голливудских актрис. Фильмы «Ниагара», «Джентльмены предпочитают блондинок» и «Как выйти замуж за миллионера» принесли ей мировую известность и утвердили в статусе главного секс-символа десятилетия. В том же году журнал Playboy в своём дебютном выпуске опубликовал её обнажённые фотографии 1949 года. Несмотря на успех, Мэрилин выражала недовольство скромными гонорарами и навязанным амплуа «наивной сексуальной блондинки». В январе 1954 года актриса отказалась от участия в мюзикле с очередной стереотипной ролью, и студия 20th Century Fox приостановила действие её контракта. После возобновления сотрудничества Монро сыграла главную роль в романтической комедии «Зуд седьмого года», ставшей одним из её самых кассовых проектов.
Осенью 1954 года Мэрилин переехала в Нью-Йорк, где совместно с фотографом Милтоном Грином основала независимую продюсерскую компанию Marilyn Monroe Productions. В 1955 году она сосредоточилась на совершенствовании актёрского мастерства: занималась под руководством Констанс Колльер и посещала курсы Ли Страсберга в его Актёрской студии. После продолжительных переговоров с 20th Century Fox Монро подписала новый семилетний контракт, который предусматривал значительное повышение гонораров, а также право участвовать в выборе проектов и утверждении творческих решений. Её роли в комедийной драме «Автобусная остановка» и романтической комедии «Принц и танцовщица» были высоко оценены критиками и зрителями. Наибольшее признание ей принесла роль в криминальной комедии «В джазе только девушки», за которую она была удостоена премии «Золотой глобус» в категории «Лучшая женская роль — комедия или мюзикл». В 1961 году вышел драматический вестерн «Неприкаянные» — последний завершённый фильм с её участием.
Личная жизнь Монро постоянно находилась в центре внимания прессы. Её брак с бейсболистом Джо Ди Маджо продлился менее года, а союз с драматургом Артуром Миллером завершился разводом после шести лет отношений. Попытки актрисы завести детей не увенчались успехом. Мэрилин страдала от клинической депрессии, тревожности и резких перепадов настроения. Со временем у неё развилась зависимость от алкоголя и психотропных препаратов, включая барбитураты и снотворное.
В последние годы жизни психическое здоровье Монро серьёзно пошатнулось. Во время съёмок фильма «Что-то должно случиться» для студии 20th Century Fox актриса регулярно пропускала рабочие дни, что привело к расторжению контракта и спровоцировало широкий общественный резонанс. В ночь с 4 на 5 августа 1962 года Монро была найдена без признаков жизни в своём доме в Брентвуде. Причиной смерти стала передозировка барбитуратами. Официально случай классифицировали как самоубийство. Однако позднее возникли альтернативные теории, включая версии о причастности семьи Кеннеди и профессиональной халатности психиатра Ральфа Гринсона.
Монро вошла в историю как одна из ключевых фигур мировой культуры, символ сексуальной революции и икона поп-культуры. Американский институт киноискусства включил её в список 25 величайших актрис американского кинематографа, присвоив ей шестое место.
Мэ́рилин Монро́, урождённая Но́рма Джи́н Мо́ртенсон, родилась 1 июня 1926 года в Лос-Анджелесе. Её мать, Глэдис Пёрл Бейкер (урождённая Монро), происходила из бедной семьи, переселившейся из Среднего Запада в Калифорнию в начале XX века. В пятнадцать лет Глэдис вышла замуж за Джона Ньютона Бейкера, который был старше её на шестнадцать лет и, по свидетельствам, жестоко с ней обращался. У них родились двое детей: Роберт и Бернис. После развода в 1923 году Глэдис получила полную опеку, однако Бейкер самовольно увёз детей в Кентукки. О существовании сестры Норма Джин узнала в 1938 году, а впервые встретилась с ней в 1944 году.
После развода Глэдис работала монтажёром негативов в компании Consolidated Film Industries. В 1924 году она вышла замуж за Мартина Эдварда Мортенсена, но брак быстро распался, а официально они развелись в 1928 году. В свидетельстве о рождении отцом был указан Мортенсен (с ошибкой — Мортенсон), однако большинство биографов считают его отцовство маловероятным, поскольку супруги на тот момент уже давно жили раздельно. Её биологическим отцом, как полагают, был Чарльз Стэнли Гиффорд — начальник Глэдис на студии RKO Pictures, с которым у неё был роман в 1925 году. По мнению ряда биографов, Норма Джин с шести лет знала имя своего отца. Во взрослом возрасте она неоднократно пыталась наладить с ним контакт, но Гиффорд отказывался. В 2022 году генетическое исследование, сравнившее ДНК Монро с ДНК одного из потомков Гиффорда, подтвердило их родство.
Глэдис не могла ни эмоционально, ни материально поддерживать дочь, при этом её ранние годы проходили относительно спокойно. Глэдис отдала дочь на воспитание приёмной семье — евангельским христианам Альберту и Айде Болендер, проживавшим в пригороде Лос-Анджелеса. Глэдис оставалась с ними шесть месяцев, но в январе 1927 года вернулась в город в связи с работой и могла навещать дочь только по выходным. В 1933 году Глэдис решила, что готова воспитывать ребёнка сама, и купила небольшой дом в Голливуде. Они разделяли дом с квартирантами — актёрами Джорджем и Мод Аткинсон и их дочерью Нелли. В январе 1934 года Глэдис перенесла нервный срыв и у неё диагностировали параноидную шизофрению. Несколько месяцев она провела в доме престарелых, а затем была направлена в психиатрическую больницу Metropolitan State Hospital в Норуолке. Став знаменитой, Мэрилин устроила мать в частную клинику, но они почти не общались. После смерти Монро её сестра забрала Глэдис во Флориду, где она провела оставшиеся годы жизни. Норма Джин была признана подопечной государства, а ответственность за неё и дела её матери взяла на себя подруга Глэдис — Грейс Годдард.
Норма Джин жила с семьёй Аткинсонов шестнадцать месяцев. Позже она вспоминала, что в тот период, возможно, подверглась сексуальному насилию. Она начала заикаться и всё больше замыкалась в себе. Летом 1935 года Норма Джин некоторое время жила у Грейс и её мужа Эрвина «Дока» Годдарда, а также в домах двух других семей. В сентябре 1935 года Грейс поместила её в Лос-Анджелесский сиротский дом №2, известный как Холлигроув. Приют считался одним из лучших и пользовался положительной репутацией среди её сверстников. По рекомендации сотрудников приюта, которые считали, что Норме Джин будет счастливее расти в семье, Грейс стала её официальным опекуном в 1936 году, но забрала из приюта только летом 1937 года. Второе пребывание Нормы Джин у Годдардов длилось всего несколько месяцев, так как Док домогался её. После этого она недолго жила с родственниками и друзьями Грейс в Лос-Анджелесе и Комптоне. Непростое детство и мечты о лучшей жизни пробудили в Мэрилин желание стать актрисой, позже она рассказывала: «Я захотела стать актрисой, когда мне было около пяти лет. Мир вокруг казался мне мрачным, но мне нравилось притворяться кем-то другим… Когда я узнала, что это называется "актёрской игрой", я заявила, что это именно то, чем я хочу заниматься. Некоторые приёмные семьи отправляли меня в кинотеатр, чтобы занять меня, и я проводила там целые дни. Я обожала это»
В сентябре 1938 года Норма Джин поселилась у Анны Лоуэр, родной тёти Грейс Годдард, в Саутелле. Она пошла в школу Эмерсона и с Лоуэр посещала встречи последователей Христианской науки. Норма Джин проявляла интерес к писательству и писала для школьной газеты, но в остальном её успехи в учёбе были посредственными[50]. Когда здоровье Анны Лоуэр ухудшилось, в начале 1941 года Норма Джин вернулась к Годдардам в Ван-Найс. Вскоре после этого она начала посещать среднюю школу Ван-Найса.
В 1942 году компания, в которой работал Эрвин «Док» Годдард, перевела его в Западную Виргинию. Калифорнийские законы о защите детей не позволили Годдардам увезти Норму Джин за пределы штата, и ей вновь угрожала перспектива возвращения в приют. Чтобы избежать этого, было принято решение, чтобы Норма Джин оставила школу и вышла замуж за их соседа, рабочего фабрики Джеймса Догерти, который был старше её на пять лет. Свадьба состоялась 19 июня 1942 года, вскоре после её шестнадцатилетия. Норма Джин чувствовала, что они с Джеймсом не подходили друг другу по характеру, и позже говорила, что «умирала от скуки» в этом браке. В 1943 году Догерти поступил на службу в торговый флот США и был направлен на остров Санта-Каталина, куда также переехала Норма Джин.
В апреле 1944 года Догерти был направлен на Тихоокеанский флот, где служил два года. После отъезда мужа Норма Джин переехала к его родителям и устроилась на военный завод Radioplane Company в Ван-Найсе. В конце 1944 года она познакомилась с фотографом Дэвидом Коновером, направленным на завод для съёмки плакатов в поддержку солдат. Хотя её фотографии не были опубликованы, в январе 1945 года Норма Джин уволилась с завода и начала позировать для Коновера и его коллег. Несмотря на возражения мужа и его матери, она съехала от них, а в августе того же года подписала контракт с модельным агентством Blue Book Model Agency.
В агентстве посчитали, что фигура Нормы Джин больше подходит для пинапа, чем для высокой моды. По рекомендации агентства её от природы кудрявые каштановые волосы были выпрямлены и осветлены. Норма Джин быстро зарекомендовала себя как одна из самых амбициозных и трудолюбивых моделей агентства. К началу 1946 года её фотографии украшали обложки 33 журналов, включая Pageant, U.S. Camera, Laff и Peek. Иногда она позировала под псевдонимом Джин Норман.
Успехи Нормы Джин вдохновили главу Blue Book, и в июне 1946 года она помогла ей заключить контракт с актёрским агентством. После неудачного собеседования в Paramount Pictures Бен Лайон, руководитель 20th Century Fox, пригласил Норму Джин на кинопробы. Глава студии Дэррил Занук скептически отнёсся к результатам проб, но всё же решил предложить ей стандартный шестимесячный контракт, чтобы не допустить её перехода в конкурирующую студию RKO Pictures. Контракт был подписан в августе. Вместе с Лайоном она выбрала сценическое имя «Мэрилин Монро». Лайон предложил имя Мэрилин, поскольку она напомнила ему звезду Бродвея 1930-х годов Мэрилин Миллер; фамилию Монро она взяла в честь девичьей фамилии матери. Отсутствие поддержки со стороны Джеймса Догерти в отношении её профессиональных амбиций стало причиной их развода в сентябре 1946 года.
В первые шесть месяцев работы на 20th Century Fox, Мэрилин занималась актёрским мастерством, вокалом, танцами и посещала съёмочные площадки для наблюдения за процессом. В феврале 1947 года её контракт был продлён, и она получила первые эпизодические роли в фильмах «Опасные годы» и «Скудда-У! Скудда-Эй!». Студия направила её на обучение в театральную школу, позже она вспоминала: «Тогда я впервые ощутила, что такое настоящая драматическая игра, и была полностью очарована этим». Несмотря на её энтузиазм, преподаватели считали Мэрилин слишком застенчивой и неуверенной в себе, чтобы построить карьеру актрисы. В августе 20th Century Fox отказалась продлить с ней контракт, и Мэрилин снова занялась модельной карьерой. Она также подрабатывала на киностудиях, помогая танцорам соблюдать ритм во время съёмок музыкальных сцен.
Монро упорно продолжала заниматься актёрским мастерством. Одновременно она исполнила небольшую роль в пьесе «Предпочитаю гламур» в театре Блисс-Хейден, но спектакль был снят с показа после нескольких представлений. Стремясь завязать полезные знакомства, она регулярно посещала офисы продюсеров и принимала участие в приёмах для влиятельных гостей — как и во времена работы на 20th Century Fox. Мэрилин также подружилась с журналистом Сидни Скольски и вступила в романтические отношения с Джозефом Шенком, одним из руководителей 20th Century Fox. Именно он познакомил её с ведущими фигурами киноиндустрии. В марте 1948 года Шенк убедил главу киностудии Columbia Pictures Гарри Кона подписать с ней контракт.
В формировании образа Монро ориентировались на стиль Риты Хейворт, после чего её перекрасили в платиновую блондинку — характерный стиль, ставший её визитной карточкой. Она начала заниматься с Наташей Лайтесс, главным педагогом по актёрскому мастерству на студии, которая оставалась её наставницей и педагогом до 1955 года. Единственной ролью Монро на Columbia Pictures стал малобюджетный мюзикл «Хористки» (1948), где она сыграла участницу хора, привлёкшую внимание состоятельного мужчины. Мэрилин пробовалась на главную роль в комедии «Рождённая вчера» (1950), однако Columbia Pictures отказалась продлевать с ней сотрудничество, и она снова осталась без контракта. Когда в октябре «Хористки» вышли в прокат, фильм прошёл незамеченным.
читать дальше
- Подпись автора
Мой ник читается с ударением на "У"
"Ты имеешь право проживать свои чувства" - Зои из т/с "Необыкновенный плейлист Зои"Порой песня без слов может сказать больше чем песня со словами...