Visual kei (яп. ヴィジュアル系 Видзюару кэй, «визуальный стиль», «Вижуал-кэй») — жанр японской музыки, возникший на базе J-Rock’а в результате смешения его с глэм-роком, металом и панк-роком в 1980-х годах. Visual kei буквально означает «визуальный стиль». Так называется направление в японской рок-музыке, выделяющееся использованием макияжа, сложных причёсок, ярких костюмов и часто андрогинной эстетики.
Основателями данного стиля в Японии были такие группы, как X Japan, BUCK-TICK, Luna Sea, Malice Mizer и другие, большое влияние на которые оказали западные глэм-рок-группы, прежде всего Kiss и Guns and Roses. Суть стиля visual kei состоит в том, чтобы донести часть души и своего таланта не только через музыку, но и через внешний вид: музыка и внешний вид объединяются и несут общий смысл, шокируя и привлекая таким образом слушателей. Центральное место в эстетике Visual kei занимает андрогинный идеал человека С точки зрения японца, женственный мужчина, пользующийся макияжем, не гей, а как раз напротив — дамский угодник. Вокруг visual kei сформировалась субкультура, движущей силой которой явилось ядро фанатов групп этого направления, использовавших имидж любимых музыкантов: в большинстве своём — мужчин, которые, в свою очередь, использовали женские макияж и одежду.
Первая волна, японский глэм-метал (1982—1992)
В 1970—1980 году большую популярность в Европе имели глэм-рок и метал. Одна из самых известных групп того времени Kiss, работавшая на стыке двух этих жанров и ставшая популярной благодаря эффектному гриму, шокирующему на то время имиджу и ярким сценическим шоу, выступила в 1977 году на токийском стадионе Ниппон Будокан. Это событие вызвало в стране волну увлечения творчеством группы и произвело впечатление на будущего основателя Visual kei hide (настоящие имя Хидэто Мацумото яп. 松本 秀人) — альбом Kiss Alive!, собственно, и сделал его рок-фанатом. Впоследствии Хидэ присоединился к неофициальному фан-клубу Kiss в своём родном городе Йокосуке и через год купил свою первую гитару.
В 1987 году Хидэ по приглашению Ёсики Хаяси (яп. 林 佳樹 ) стал участником X Japan — первой японской рок-группы, добившейся мирового успеха и ставшей новатором в visual kei. Несмотря на то что коллектив существовал ещё с 1979 года (неофициально), они впервые дебютировали только в 1985 с синглом „I’ll Kill You“, посвящённому Войне во Вьетнаме. Для того, чтобы выбиться из числа инди-групп и просто быть не похожими на других, Ёсики и Хидэ первыми начали использовать образ западных глэм-метал-групп, поклонником которых являлся Хидэ. Вскоре они получили мейджор-статус и стали самой успешной рок-группой Японии. В ответ на вопрос „В чём суть вашего творчества?“ Ёсики охарактеризовал его как Psychedelic Violence — Crime of Visual Shock („психоделическое насилие, преступление визуального шока“. Впоследствии для краткости осталось только само понятие visual, в конце концов обрело современное название Visual kei (яп. ヴィジュアル系 Видзюару кэй, «визуальный стиль»). Ёсики вспоминал:
« Мне кажется, что мне очень повезло, что мы начали давно, и, знаете, мы не хотели, чтобы нам было скучно, и хотели полностью отличаться ото всех. Мы просто хотели быть оригинальными. Мы были как самые паршивые овцы в семье. Конечно, на нас было много макияжа и всё такое. Для нас это действительно было трудное время, ведь мы начали играть давно, а сейчас полно visual-kei-групп по всему миру. Это очень неожиданно, к тому же среди них есть столько великолепных исполнителей. Именно из-за них некоторые и услышали об X JAPAN, поэтому я им очень благодарен. »
Этот путь решили повторить и другие японские рок-коллективы. Многие Visual-kei-группы 1980-х годов исполняли глэм-метал, а упор делали на гротескный имидж: к их числу относились X Japan и COLOR (англ.). Вокалист последней, Томми „Динамит“, впоследствии в 1986 году основал один из крупнейших лейблов Free-Will. Творчество этих групп в основном было похоже на западный, в основном американский и британский, глэм-метал.
В это же время начали набирать обороты такие группы, как D'erlanger (англ.) и BUCK-TICK, в отличие от большинства глэм-метал-групп ориентировавшиеся скорее на готическую музыку. Поклонниками последних были многие будущие звёзды Visual kei. Киёхару (настоящие имя Киёхару Мори яп. 森 清治), будущий вокалист Kuroyume (англ.) назвал вокалиста группы «необычайно горячим и замечательным человеком», а Таканори Нисикава (яп. 西川貴教, основатель Abingdon Boys School), более известный как TMRevolution, признался что является поклонником этой группы. Кё, вокалист Dir en Grey, в качестве одного из первых источников творческого вдохновения называл одну уже только фотографию вокалиста BUCK-TICK Ацуси Сакураи. В своё время именно BUCK-TICK первыми начали использовать фан-сервис для привлечения женской аудитории и заложили основу будущего «готического развития» visual kei, хотя вначале они подвергались критике за такие эксперименты со звучанием.
Читать дальше...
- Подпись автора
Мой ник читается с ударением на "У"
"Ты имеешь право проживать свои чувства" - Зои из т/с "Необыкновенный плейлист Зои"