Кабаре́ (фр. Cabaret) — обычно небольшое развлекательное заведение с художественной программой пародийно-сатирического содержания, которая состоит из исполнения песен (шансон), одноактных пьес, скетчей, танцевальных номеров, объединённых выступлениями конферансье. Публика размещается за столиками, на которые подают блюда и спиртные напитки.
Хронологически возникновение и становление искусства кабаре относят к периоду европейской истории, получившему название «Прекрасная эпоха» (фр. La Belle Époque) — условное обозначение времени от семидесятых годов XIX века до начала Первой мировой войны в 1914 году.
Кабаре имеет французское происхождение. В некоторой мере к возникновению кабаре во Франции причастен и Луи Наполеон, который, став императором Франции в 1852 году, запретил распевать традиционные песни шансон в общественных местах: на ярмарочных площадях и многолюдных улицах городов. Новым убежищем для шансонье стали кафе-шантан или кафе-кабаре (фр. cafe-cabaret).
Первое кабаре «Чёрный кот» (Le Chat noir) было основано в 1881 году Родольфом Салисом на улице Монмартр в Париже. Родольф Салис приглашал для выступлений в своем кабаре профессиональных, талантливых поэтов и музыкантов, что сделало его кабаре чрезвычайно популярным. В последующие годы подобные кабаре возникли не только в Париже, но и по всей Франции. Особо можно отметить кабаре «Тростниковая флейта» (фр. Mirliton) Аристида Брюана, в котором черпал своё вдохновение знаменитый художник Тулуз-Лотрек.
В 1901 году открывается первое немецкое кабаре в Берлине. Теоретиком основания кабаре в Германии стал Отто Юлиус Бирбаум. Открыл же первое кабаре «Buntes Theater» или же «Ueberbrettl» барон Эрих Людвиг фон Вольцоген (нем. Erich Ludwig Freiherr von Wolzogen).
Известные кабаре в конце XIX — начале XX столетия появились также в Австро-Венгрии, Испании, Канаде, Нидерландах, Польше, Соединенных Штатах Америки, Швейцарии. Несколько позже европейских стран — кабаре как культурный феномен появились в Аргентине, Египте, на Кубе, в Мексике и ряде других государств. Культура Франции несомненно повлияла на возникновение подобных жанровых развлекательных заведений в этих странах и имела характер либо внешнего копирования, либо, — значительно чаще, — творческой переработки в русле национальных традиций или вкусов хозяина заведения.
Форма и содержание
Жанр кабаре родился из чрезмерной страсти к театру, варьете и общественной политике.
Фридрих Холландер. «Кабаре». — Вельтбюне, 1932.
Кабаре как явление культуры со временем претерпевало различные изменения, что привело к появлению самых разных его форм. По некоторым формальным признакам кабаре близко к кафе-шантану, варьете, мюзик-холлу, театру миниатюр, ночному клубу с эстрадной площадкой.
Общие стилистические элементы классического кабаре — сатира и пародия, а также сарказм и ирония.
В основе кабаре лежит исполнительское искусство: актёрские сцены, монологи, диалоги, пантомима, поэзия, танец, вокал, музыкальная композиция. Часто в программу включаются номера акробатов, иллюзионистов, жонглеров, стендап-комиков, дрессировщиков животных и артистов-исполнителей самых экзотических жанров.
Важная роль принадлежит конферансье: его реплики, монологи, комментарии и другое связывает разнородные исполнительские жанры в единое последовательное действие и часто вовлекает публику в эмоциональное и интеллектуальное сопереживание происходящему на сцене.
Conferencier...<...> — этот рассказчик, великолепно, в совершенстве знает публику «кабарэ» и умеет ее развеселить.
W. Z. Берлинские «кабарэ». — «Обозрение театров», 1911.
Бенедикт Вогель (Benedikt Vogel) полагает, что по своей мотивации кабаре бывает социально-критическое, забавно-развлекательное и/или художественно-эстетическое.
В условной мере существует два основных вида кабаре — «французское» и «американское».
«Французское кабаре»
Традиционным для французского классического кабаре является такая организация действия, когда социальные и политические проблемы и текущие события, а также узнаваемые персоны — политики и общественные деятели — предстают в сатирическом виде, пародируются нередко в сочетании с сарказмом и иронией, что очень приветствуется публикой. Ничто и никто не может остаться вне критически-насмешливого художественного осмысления бытия. Традиции французского кабаре были восприняты в Венгрии, Германии, Польше, России и других странах.
Выступая.., [артисты кабаре] приводили публику в восторг своим виртуозным мастерством, своим беспощадным юмором, своей тонкой наблюдательностью. Они вышучивали все. Неудачные пьесы, плохие книги, бытовые несуразности – издевались зло и умно над тогдашними модами, над увлечением цыганскими романсами, над декаденщиной.
Александр Вертинский. Из воспоминаний.
С развитием индустрии туризма и необходимостью «выживания» в острой конкурентной борьбе классическое «французское кабаре» в настоящее время часто отказывается от традиций социально-политической сугубо национальной сатиры и эволюционирует к юмористической интерпретации общечеловеческих проблем, понятных широкой зрительской аудитории.
«Американское кабаре»
В Соединенных Штатах Америки термин кабаре чаще заменяет такое понятие как клуб или ночной клуб. За редким исключением американский клуб (аналог кабаре) — заведение забавно-развлекательное, в лучших своих проявлениях имеющее программу высокого художественно-эстетического уровня. Часто в клубе «гвоздем программы» является вокалист или оркестровая/вокально-инструментальная группа. Американскому клубу-кабаре не чужды ирония, юмор, сатира и пародия, но они ближе к общечеловеческому проявлению и почти никогда не касаются текущих политических и социальных проблем.
Литературное кабаре
Обычно в период создания литературного кабаре декларируется его особый статус с доминированием в программе поэзии и художественной прозы, иногда — демонстрацией живописи и графики.
Псевдо кабаре
Некоторые развлекательные заведения с примитивной программой, не имеющей ничего общего с подлинным кабаре по форме и содержанию, используют термин «кабаре» в рекламных целях для привлечения неискушенной публики. Чтобы избежать неприятностей и разочарования следует заранее выяснить подлинный характер заведения, содержание эстрадной программы, качество кухни и другие аспекты.
Кабаре антреприза
Антреприза (фр. entreprise — предприятие) — форма организации кабаре, когда труппа артистов-исполнителей, не имея постоянного помещения для выступлений, гастролирует, перемещаясь по городам и странам. Труппа кабаре либо получает приглашение выступить с творческой программой от владельца ресторана, кафе, бара, либо арендует на определённый срок такие заведения, где публике возможно предложить еду и алкогольные напитки во время художественного представления. Именно поэтому существуют кабаре-труппы, имеющие собственное название, не связанное с каким либо определённым местом.
«Перечная мельница» (Die Pfeffermühle) — антинацистская немецкая труппа политического кабаре. Впервые выступила 1 января 1933 года в Бонбоньерке в Мюнхене. В сентябре того же года труппе пришлось бежать в Цюрих, где она стала одним из главных эмигрантских кабаре на немецком языке. В последующем гастролировала в нескольких странах Европы. 26 апреля 1936 года в Амстердаме состоялось 1000-е представление «Перечной мельницы».
Литературное кабаре
Литературное кабаре в своем репертуаре обычно (но не обязательно) в большей мере ориентируется на публичное исполнение поэтических произведений и художественной прозы. В музыкальной части это шансон, бардовская песня, сатирические куплеты. Соответственно, среди публики преобладают любители литературы или авторской песни.
Атмосфера театрального кабаре и демократические традиции часто способствовали дебюту начинающих поэтов, писателей, бардов, сценаристов, режиссеров и других. В некоторых литературных кабаре также устраивались вернисажи молодых или малоизвестных художников.
Санкт-Петербург, Россия
В 1911 году Борис Пронин открыл в Санкт-Петербурге кафе «Бродячая собака», которое получило известность как литературное кабаре. Своей славой заведение обязано популярностью среди творческой богемы и гостей города. Помимо поэтов и писателей, здесь выступали известные музыканты, актёры, танцовщицы и другие деятели искусства. Литературное кабаре «Бродячая собака» было закрыто полицией в 1915 году после публичного выступления Владимира Маяковского с антивоенными стихами.
Краков, Польша
Piwnica pod Baranami или PpB («Пивная под Баранами» — наиболее известное польское литературное кабаре. Создано Петром Скшинецким и несколькими студентами в 1956 году в Кракове. Свое название кабаре получило ввиду того, что располагается в подвале дворца «Под баранами». Первоначально было местом, где собирались студенты города. В конце 1950-х Piwnica pod Baranami стала признанным центром джаза в Польше. В 2000 году в парке на западе Кракова открыт памятник работы скульптора Бронислава Хрома, посвященный легендарному кабаре.
Прага, Чехословакия
Театр Paravan («Экран») создан в 1959 году в Праге по инициативе нескольких писателей, актёров и музыкантов. Главный автор-писатель и художественный руководитель — Иржи Р. Пик, театральный драматург — Милан Шульц.
Paravan был небольшим театром, арендующим помещение, и в истории чешской культуры характеризуется как литературное кабаре. В программе театра преобладали сатира, пародия, абсурдный юмор и другие формы развлекательного жанра; часто со сцены комментировались текущие события. В музыкальной части звучала авторская поэтическая песня, шансон, куплеты, чешский «бродячий фольклор», старые песни и другое. Позднее вошел в состав Государственной театральной студии и по решению тогдашнего руководства в 1965 году театр-кабаре Paravan закрыт по экономическим и художественным причинам.
Париж, Франция
В 1961 году Жан-Пьер Росне (фр. Jean-Pierre Rosnay) с помощью своей жены основал в Париже литературное кабаре «Клуб поэтов» (Le Club des Poetes). Художественно-развлекательные программы ресторана-кабаре основывались на исполнении поэтических произведений различных жанров широкого круга поэтов: известных, забытых или редко исполняемых.
Читать дальше
- Подпись автора
Мой ник читается с ударением на "У"
"Ты имеешь право проживать свои чувства" - Зои из т/с "Необыкновенный плейлист Зои"