Гу́сли — струнный щипковый музыкальный инструмент на Руси, в общем виде представляющий собой резонаторный корпус с натянутыми над ним 5—20 струнами, образующими диатонический звукоряд. Относятся к семейству цитр, гусли с игровым окном — к лирам.
Первое предполагаемое свидетельство бытования гуслей относится к 591 году. Его автор, греческий историк Феофилакт Симокатта, рассказывает о трёх гонцах прибалтийских славян, бежавших от аварского хана во Фракию и взятых в плен греками[4]:28-30[5]. По словам историка, в руках у них были кифары (лиры), однако, по имеющимся сведениям, у древних славян не могло было быть каких-либо других музыкальных инструментов, похожих на кифары, кроме как гуслей:71. Правильность данного предположения подтверждается более поздними сведениями арабских писателей об инструментах славян юго-западной части нынешней России:28-30.
Название «гусли» встречается в письменных источниках с XI века. Этимологически оно связано со словами гусла — с древнерусского, означающего струна:40, и гудеть — звучать, играть на струнных музыкальных инструментах, в старину называвшихся гудебными сосудами.
В русском фольклоре (например в былинах об играющих на гуслях Садко, Добрыне Никитиче и Соловье Будимировиче) часто используются такие определения, как гусли звончатые и яровчатые, означающие инструмент с ярко и громко звучащими металлическими струнами (содержащими золото и медь), в отличие от гуслей со струнами из других материалов (кишок, льняного волокна, конского волоса). Яровчатыми называются струны и в историческом романе И. Ф. Наживина «Глаголют стяги» (1935). По другой версии, яровчатые — это видоизменённое слово яворчатые, то есть гусли из явора, разновидности клёна.
Крыловидные гусли
Ещё до расселения славян во второй половине I тысячелетия населявшие Северо-Запад будущей России прибалтийско-финские и балтийские народы использовали кантелевидные гусли, на основе которых, вероятно, к концу I тысячелетия сложился тип русских крыловидных гуслей:28-29. Своё название они получили по наличию открылка — лицевой части корпуса, выходящей за пределы резонаторной камеры и ряда колков[1]. Появление этого характерного элемента, скорее всего, обусловлено развитием техники игры аккордами с бряцаньем (в основном для исполнения плясовых наигрышей), так как открылок создавал необходимую опору для левой руки музыканта при расположении гуслей на коленях в вертикальном или полунаклонном положении. Музыканты стран Балтии в большинстве случаев располагают инструмент на коленях горизонтально. Реалистичные изображения кантелевидных гуслей впервые обнаруживаются на ритуальных браслетах-наручах конца XII — начала XIII века, найденных в старорязанском кладе 1966 года (5-струнные) и киевском кладе 1903 года в Михайловском монастыре. На приграничных с северо-западом России территориях бытуют близкородственные инструменты: литовский канклес, латышский кокле, эстонский каннель и карело-финский кантеле.
Первый в истории реальный случай бытования крыловидных гуслей среди русского народа описан в книге А. С. Фаминцына «Гусли. Русский народный музыкальный инструмент» 1890 года. В ней рассказывается о 95-летнем крестьянине Трофиме Ананьеве из деревни Деева Горка Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии, который к тому времени уже давно забросил игру на гуслях по причине их вытеснения более популярной гармонью. Оставшиеся у него гусли XVIII века, с отсутствующими струнами, были переданы в музей Санкт-Петербургской консерватории в 1889 году. Для восстановления строя инструмента, по указанию А. С. Фаминцына у Трофима было заказано изготовление новых гуслей. Они имели семь струн из тонкой медной проволоки одинаковой толщины и настраивались оригинальным образом: бурдон Ebм, F G A H C1 D. В присутствии профессора Г. А. Маренича Трофим продемонстрировал на них традиционную игру в одной позиции, состоящую из чередования мажорных трезвучий F и G, после чего эти гусли также были переданы в дар музею. На схеме ниже представлена последовательность аккордов наигрыша Трофима с той разницей, что у него звучат два мажорных трезвучия вместо обычного сочетания мажорного и минорного трезвучий.
Наибольшее распространение крыловидные гусли получили во Псковской и Новгородской области, где в ходе фольклорных экспедиций Ленинградской консерватории под руководством А. М. Мехнецова (1936—2008) в 1980—1990 годах были выявлены остатки традиционной гусельной игры. Один из примеров такой игры представлен в документальном фильме «Живые струны» (1984)[26] с сюжетом про играющего на 9-струнных гуслях Сидора Михайлова (1904—1985) из старообрядческой деревни Авдоши Псковской области. Другие видеоматериалы экспедиций Мехнецова 1989—1990 годов вместе с двумя его книгами изданы в 2009 году Фольклорно-этнографическим центром Санкт-Петербургской консерватории. В 2019 году Российским фольклорным союзом опубликована видеолекция с мастер-классом «Русские крыловидные гусли: история изучения», проведённая сотрудниками кафедры этномузыкологии Санкт-Петербургской консерватории Г. В. Лобковой и К. А. Мехнецовой.
Описание
Длина корпуса 50—80 см, высота от 10 см у головки до 20—30 см на противоположном конце, толщина 4—5,5 см[15]:69-70, толщина открылка 7—10 мм. Изготавливаются из цельного куска дерева с передней или задней накладной декой (долблёные). Толщина деки и донца резонаторного корытца 5—10 мм. Более современные образцы могут иметь рамную конструкцию с двумя накладными деками (клееные), на таких гуслях вместо открылка часто располагается вторая резонаторная камера. Струны натянуты веерообразно, от сужения на струнодержателе до расширения в области крепления к колкам. В игровом положении гуслей струны заходят на колки сверху. Их основное количество на древних гуслях 5—7, более поздних новгородских 6—9 (на детских может быть 3—4), псковских 9—11; известны псковские гусли с 12-ю и 17-ю струнами. Натягиваются на расстоянии 1—2 см от корпуса. Счёт начинается от самой низкой по звучанию струны.
Русские гусли настраиваются по ступеням миксолидийского лада (мажор с пониженной VII ступенью), расположенных по порядку от низких звуков к высоким. Высота настройки (тональность) может быть любой. В большинстве случаев высота звучания нижней тоники не превышает до первой октавы. Пример в тональности До: C1 D E F G A B C2 D и т. д. Первая ступень лада (тоника) находится на первой или второй струне. При игре наигрышей (аккордами) первая струна может быть настроена на кварту (2,5 тона, ноту G) или большую секунду (1 тон, ноту B) вниз от следующей за ней тоникой, реже на малую терцию (1,5 тона, ноту A). Такая струна звучит постоянно (не заглушается) и называется бурдоном или баском. На 7—9 струнных гуслях вместе с крайней нижней струной бурдоном может выступать и крайняя верхняя струна. Традиция использования бурдона на псковских гуслях берёт своё начало с ранних этапов развития русской музыки:9.
Основной приём игры — бряцанье, удары правой рукой по струнам сверху и снизу[25]:100. Левая рука при этом заглушает ненужные струны. Открытые струны образуют трезвучия и другие аккорды. На гуслях с семью и более струнами можно извлечь 3 мажорных (I, IV, VII ступеней) и 3 минорных (II, V, VI) трезвучия (см. на схеме). Также используется защипывание отдельных струн как правой, так и левой рукой, одновременно с глушением остальных. Основу традиционной техники на 5—9 струнных гуслях составляет так называемая «игра в одной позиции», когда 3—4 пальца левой руки помещаются между соседними парами струн, и двигаясь в определённом порядке вверх и вниз открывают струны то мажорного то минорного трезвучия I и II ступени (на 5-струнных гуслях вместо II аккорда звучат только два его тона). Как и бурдон, такое секундовое сопоставление аккордов характерно для древних форм музыкальной культуры.
Читать дальше
- Подпись автора
Мой ник читается с ударением на "У"
"Ты имеешь право проживать свои чувства" - Зои из т/с "Необыкновенный плейлист Зои"