https://images.vfl.ru/ii/1630241363/1ff8fb58/35665913.jpg
Скри́пка — смычковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами, настроенными по квинтам: Gм D1 A1 E2. Самая высокая регистровая разновидность скрипичного семейства после альта, виолончели и контрабаса.
Вместе с фортепиано скрипка является главным инструментом академической (классической) музыки. С середины XVIII века она составляет основу симфонического оркестра и струнного квартета. Как народный инструмент продолжает бытовать среди поляков, белорусов (см. троисти музыки), евреев (см. клезмер), северо-западных русских, чехов, латышей, шведов, норвежцев, эстонцев, венгров, румын, молдаван, цыган (см. тараф) и других народов. В США применяется в музыке кантри, в Индии — в классической музыке традиции карнатака.
Скрипка стала результатом дальнейшего развития таких инструментов как лира да браччо и виола (отсюда итальянское название скрипки violino, то есть маленькая виола). Первые школы скрипичных мастеров появились на севере Италии. В 1560—1621 годах своего расцвета достигает брешианская школа Гаспаро Бертолотти и его ученика Д.П. Маджини. В Кремоне основывается школа Андреа Амати (1505—1577), мастерами которой, А. Страдивари (1644—1737) и Д. Гварнери (1698—1744), конструкция и звучание скрипки доводится до совершенства. Известные представители других школ: австрийско-немецкой — Я. Штайнер (1617—1683), Клотц; французской — Ж.Б. Вильом (1798—1875); российской — И.А. Батов (1767—1841), А.И. Леман (1859—1913)[6]:7, Т.Ф. Подгорный (1873—1958), Е.Ф. Витачек (1880—1946). Смычок современного типа разработан в 1775—1780-х годах французским мастером Ф. Туртом[7]. Подбородник изобретён в 1820-е годы немецким скрипачом Л. Шпором.
В начале XVII века скрипка вошла в состав оркестра, где одним из первых её стал использовать К. Монтеверди для исполнения оперы Орфей (1607). Первые сольные произведения — сонаты с бассо континуо — написаны Б. Марини, М. Учеллини, Д. Легренци, Д.Б. Витали. Первые произведения концертного стиля созданы А. Яжембским (1627) и Д. Торелли, сочинения с признаками кончерто гроссо — А. Страделлой (1676), А. Корелли (1680).
В XVII—XVIII веках формируются скрипичные композиторские школы: итальянская (А. Вивальди, Ф. Джеминиани, П. Локателли, Д. Тартини, Г. Пуньяни), французская (Ж.Б. Люлли, Ж.М. Леклер, П. Гавинье, Д.Б. Виотти), польская (А. Яжембский, Ф. Дурановский, Ф. Яневич), чешская (Ф. Бенда, Я. Стамиц, П. Враницкий, А. Враницкий), немецкая (И. Вальтер, И. Вестхоф), австрийская (Г. Бибер, К. Диттерсдорф), русская (И.Е. Хандошкин). Лучшие образцы скрипичной музыки XVIII века написаны И.С. Бахом, А. Вивальди, Д. Тартини, Г. Генделем, Й. Гайдном, В.А. Моцартом.
Резонаторный корпус состоит из двух выпуклых дек и узкой рамки между ними, состоящей из шести обечаек, 4 уголков и 2 клёцев. Деки состоят из верхнего овала, узкой средней части, образуемой двумя эсами (вырезами в форме буквы С), и нижнего овала. Резонаторные отверстия (эфы) в форме латинской буквы f. На верхнюю еловую деку опирается подставка для струн. Изнутри дека укреплена пружиной, фигурным бруском, проходящим вдоль деки в районе левой ножки подставки. Между деками, чуть позади правой ножки подставки, враспор установлена душка (палочка), передающая колебания от верхней деки к нижней и усиливающая прочность корпуса. Для украшения скрипки и предотвращения раскалывания её краёв деки обрамлены усом, двумя прожилками тёмного цвета.
Гриф состоит из накладки, головки, шейки и пятки. Накладка грифа служит местом прижатия струн. Располагающийся в конце накладки верхний порожек, вместе с подставкой, ограничивает рабочую длину струн (мензуру). Головка состоит из декоративного завитка и колковой коробки с колками, необходимыми для удерживания струн в натянутом состоянии и их настройки. Шейка является опорой для левой руки музыканта. Пятка грифа соединена с верхним клёцем корпуса.
В нижний клёц вставлена пуговица (короткий стержень со шляпкой), с которой посредством петли соединён струнодержатель (подгрифок). Петля перегибается через нижний порожек, укреплённый край верхней деки. Струны тянутся от струнодержателя и опираются на подставку, далее проходят над поверхностью грифа, через верхний порожек и наматываются на колки:21-23. Вехняя грань подставки подточена таким образом, чтобы высота между струнами и концом грифа постепенно увеличивалась от тонкой струны к толстой и составляла для полноразмерной скрипки 3,0, 3,8, 4,8, 5,0 мм.
Дополнительные принадлежности:
Мостик — служит для удобного расположения скрипки на плече.
Подбородник — для удобства удерживания скрипки подбородком.
Машинка — устройство для точной настройки натяжения струн, устанавливаемое в отверстие струнодержателя. Особенно необходимо для самой тонкой струны Ми.
Сурдина — грузик, одеваемый на подставку для уменьшения громкости или изменения тембра звучания.
Наружные поверхности скрипки загрунтованы и покрыты лаком. При помощи лака на задней деке и обечайке скрипок массового изготовления (фабричных) может создаваться волнистый рисунок, имитирующий естественный рисунок клёна-явора, применяющегося для более дорогих скрипок индивидуального изготовления (мастеровых).
На скрипке играют смычком, состоящим из деревянной основы (трости) и пучка длинных жёстких волос с хвоста лошади.
Перед игрой во́лос натягивается (при помощи винта на колодке смычка) и натирается канифолью (для увеличения трения со струной).
Узнать/Читать больше