Наро́дная му́зыка, музыкальный фольклор, традиционная музыка — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение. Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. Одна из главных ветвей, которую обычно сравнивают с музыкой популярной и академического. Существует также определение термина «народная музыка» — традиционная музыка отдельно взятого народа или культуры. Изучением народной музыки занимается музыкальная фольклористика.
Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803) был одним из первых учёных, описавших народную музыку с теоретической точки зрения. Он, как и другие ранние исследователи, указывал на прямую связь между народной музыкой и природой. В XIX веке народная музыка считалась если не «музыкой природы», то, по меньшей мере, природной, естественной музыкой, не подверженной городским влияниям. Исследователи того времени рассматривали в основном следующие вопросы: существует ли связь между классической и народной музыкой, а также обнаруживаются ли следы происхождения и форм народной музыки в языке или движении. Наибольшее значение в осмыслении народной музыки имели музыкально-этнографические исследования, проведённые под руководством американского филолога Френсиса Джеймса Чайлда (1825—1896) в Великобритании и венгерским композитором и фольклористом Белой Бартоком (1881—1945) в странах Восточной Европы.
Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке, принадлежащей более молодым, письменным традициям. В отличие от композиторской музыки западного образца, традиционная народная музыка не подчиняется точной записи в пятилинейной нотации, традиционный способ обучения — устный. Однако профессионализм характерен не только для письменных музыкальных традиций, устное профессиональное музыкальное искусство возникло внутри народного творчества как его органичная часть, в том числе у народов, не имевших самостоятельного, отделённого от фольклора профессионального искусства в европейском понимании этого слова (например, у казахов, киргизов, туркмен). Существуют также устные профессиональные культуры, в определённой мере противопоставляемые фольклорной традиции (например, индийские раги, иранские дестгахи, арабские макамы).
Основа народной музыки — песня.
Можно выделить три основных этапа в эволюции музыкального фольклора:
древнейшая эпоха, истоки которой уходят в глубь веков, а верхняя историческая граница связывается со временем официального принятия той или иной государственной религии, сменившей языческие религии родоплеменных сообществ;
средневековье — время складывания народностей и расцвета традиционной народной музыки у народов Европы;
современная эпоха; для многих народов связана с переходом к капитализму, с ростом городской культуры, зародившейся ещё в средневековье. Интенсифицируются процессы, происходящие в народной музыке, ломаются старые традиции, возникают новые формы творчества.
Данная периодизация не универсальна. Например, арабской музыке не известно столь определённое различие крестьянской и городской традиций, как европейской; типично европейская историческая эволюция народной музыки — из деревни в город, в латиноамериканской музыке «перевёрнута», так же как европейским межнациональным фольклорным связям — от народа к народу — здесь соответствует специфическая связь: европейские столицы — латиноамериканский город — латиноамериканская деревня.
Этническая музыка
Английский термин world music (рус. мировая музыка) возник в конце XX века для обозначения незападных музыкальных традиций (то есть не относящихся к Северной Америке и Великобритании), однако приобрёл впоследствии более широкое значение. World music включает как традиционную, так и просто локальную музыку (например местную поп-музыку), происходящую из разных регионов мира, а также смесь разных традиций. При этом такие жанры, как регги или латин-поп, выделяют в обособленные жанры в виду своих масштабов, а всё остальное, от китайского до африканского фолка, классифицируют как world music.
Фолк-музыка
Англоязычный термин современная народная музыка (англ. Contemporary folk music) относится к исполнителям фолк-музыки (обычно американской и английской), появившимся после успеха Боба Дилана в 1960-х. Во многом благодаря ему исполнители фолк-музыки изменили свой подход к производству музыкальных произведений, созданию записей для тиражирования.
Фолк-музыка исполняется как образованными музыкантами-профессионалами, так и любителями. Технический прогресс и СМИ совершенно изменили способ, которым народная музыка создаётся, познаётся, распространяется и используется как музыкантами, так и публикой, поэтому она отличается от академической и популярной музыки скорее по функции, чем по средствам выражения (её исполняют скорее для собственного удовольствия, она не является основным видом деятельности для музыканта). В отличие от традиционной, «современная народная музыка» не является исключительно акустической.
Фолк-музыка, в отличие от поп-музыки, не нацелена на широкую публику и широкую коммерческую выгоду. Основное её отличие от поп-музыки в том, что она опирается на народные традиции и в первую очередь создаётся из побуждения сохранения этих традиций. Тем не менее некоторые её направления имеют свои явно коммерческие формы, однако это относится скорее к сплаву народной и популярной музыки. Одним из первых коммерческих стилей народной музыки стал фолк-ривайвл (англ. folk revival).
Религиозная музыка
Сложен и мало изучен вопрос о взаимосвязях народной музыки с музыкой религиозного культа. Религиозные песни, распространяемые в ряде культур, после частичной переработки и переосмысления становились частью народной музыкальной традиции (например, рождественские коляды в Польше, английские Christmas-carols, немецкие Weihnachtslieder, французские Nokl и т. п.). Аналогичным образом народная музыка влияла на религиозную музыку, в частности, в григорианский хорал проникали элементы народной музыки через гимны, секвенции и тропы.
Академическая музыка
Влияние народной музыки на академическую музыку впервые проявилось в XVIII веке, когда люди из высших классов начинают интересоваться традициями, осознавая свою к ним непосредственную принадлежность. Такие композиторы, как Моцарт и Шуберт пишут народные танцы для оркестров и небольших групп инструментов. Народная музыка была использована многими композиторами периода романтизма, в том числе Малером.
Музыкальный фольклоризм
К музыкальному фольклоризму относят некоторых композиторов XX века, творчески мыслящих в системе музыкального языка той или иной народной музыки, использующих при этом инструменты и жанры серьёзной музыки. К истокам фольклоризма относят течение примитивизма (варваризма) и неопримитивизма (в России начала 1920-х гг.), для которых характерно антиромантическое понимание народного искусства и главенство «первобытной» эмоции, повторяющиеся чёткие ритмические формулы и небольшие мелодические попевки[14]. Игорь Стравинский является одним из наиболее значительных композиторов XX века. К сочинениям его раннего фольклорного периода относятся балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» и прочие произведения. Венгерские композиторы Бела Барток и Золтан Кодай с 1905 по 1914 гг. проводили полевые исследования музыкального фольклора на территории Венгрии, Болгарии, Румынии, Турции, Алжира. «Фольклорные» сочинения Бартока были широко известны в Европе (одним из символов фольклоризма является пьеса «Варварское аллегро»), однако в дальнейшем всё большее усложнение и обновление его музыкального языка нередко вызывали яростные протесты консервативно настроенных музыкантов и публики. У Кодая наибольшей известностью пользуется «Венгерский псалом». Музыкальный фольклоризм в Европе становится устойчивой традицией, в 1920—1940-е гг. это направление развивают чех Богуслав Мартину, польские композиторы Кароль Шимановский и Витольд Лютославский, выдающийся румынский скрипач и композитор Джордже Энеску. В США становится популярным композитор Джордж Гершвин, автор национальной «фолк-оперы» «Порги и Бесс».
Композиторы второй половины XX века также обращались к народной музыке. Так, американский эксперименталист Лу Харрисон часто создавал свои сложные партитуры «по образцам» традиционной музыки оркестра гамелан. Итальянский новатор Джачинто Шельси находил вдохновение в музыке Востока.
Популярная музыка
Популярная музыка также подвержена влиянию народной музыки.
Читать дальше
- Подпись автора
Мой ник читается с ударением на "У"
"Ты имеешь право проживать свои чувства" - Зои из т/с "Необыкновенный плейлист Зои"